ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКОМ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ОСНОВНОГО КУРСА)
Содержание:
1.        Новый материал ПРИХОД РЕБЕНКА В СЕМЬЮ
2.        Вопросы для самопроверки
3.        Домашнее задание

1.Новый материал ПРИХОД РЕБЕНКА В СЕМЬЮ
Ощущения ребенка-сироты в приемной семье когда-то описал Андерсен в своей сказке о Гадком утенке. Утенок умирал от холода и голода, и добрый человек принес его домой. Реакция утенка на новую ситуацию была настолько парадоксальной (он все перевернул вверх дном), что семья выгнала его из дома.

НУЖНО ПОМНИТЬ!
Попасть из одной ситуации, пусть плохой, но привычной, в другую, может быть, лучшую, но пока неопределенную, ребенку страшно. Он испытывает эмоциональное перенапряжение, которое и управляет его поведением. Семья должна быть готова к подобному состоянию ребенка.

В ситуации первого прихода необходимо максимально сузить для ребенка поле неопределенности.
Для этого НУЖНО:
Подготовить ребенка к приезду в семью
  1.        Желательно заранее познакомить ребенка с членами семьи, хотя бы с помощью фотографий;
  2.        Нарисовать пространство своей квартиры (дома) в разрезе. Квадраты и прямоугольники разного размера обозначают комнаты, окна, двери. Попросить ребенка их раскрасить. Затем "расставить" мебель и другие предметы интерьера. Попросить ребенка их раскрасить. На листе бумаги рисуется путь до дома, где живет семья. При помощи игрушечных транспортных средств, кукол (или в воображении, если это подросток) вместе с ребенком пройти этот путь. Необходимо обратить внимание на особенности местности, здания и т.  д., которые встретятся по пути. Затем фигурки "приезжают" домой и расставляются в соответствии с пространством каждого члена семьи;
  3.        Написать подробный план пребывания ребенка в семье в 2-х экземплярах (1 отдать ребенку, чтобы знал, что с ним будет дальше, другой взять себе, чтобы отслеживать ситуацию. В первое время залогом спо-койствия ребенка, а значит и Вашего будет предсказуемость и последовательность событий. Необходимо вместе с ребенком сверяться с планом и обсуждать его изменения).
  4.        ВСЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ДОРОГИ ВАМ И КОТОРЫЕ МОЖНО РАЗБИТЬ ИЛИ "ВЗЯТЬ НА ПАМЯТЬ", ЛУЧШЕ ВСЕГО УБРАТЬ НА НЕДОСЯГАЕМЫЙ УРОВЕНЬ (ОЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ).
В СЕМЬЕ:
  5.        Провести по дому, познакомить со всеми, кого он не знает, используя язык поддержки и поощрения. Обязательно показать все места в доме, которые были приготовлены для ребенка.
  6.        В первое время желательно не приглашать никого в гости и не ходить самим - будет меньше источников для напряжения. Как рассказала одна патронатная воспитательница, она в первые дни пребывания ребенка в семье, повела девочку на день рождения к своей подруге. Девочке очень понравились новые знакомые, она не слезала с их колен. Время от времени, выбегая в коридор, она возбужденно восклицала: "Сколько кошельков!". В результате из каждого кошелька она экспроприировала по сотне. Естественно девочка в воровстве не призналась, денег не нашли. Закончилось тем, что подруги обиделись на патронатную воспитательницу.
   7.         Желательно еще при входе в дом угостить ребенка чем-нибудь сладким. Ритм жевания и сладкий вкус снижают уровень стресса. Ребенку еще на пороге можно дать ту мягкую игрушку, которая исполняла роль приемного ребенка в вашем доме все это время. Пусть он прижмет ее к своей груди. Он будет чувствовать себя более безопасно в новой обстановке.
   8.         Если ребенок расторможен (бегает по дому, не слушается), то, возможно, таким образом, он хочет привлечь ваше внимание (вспомните о бессознательном стремлении ребенка провоцировать взрослых на наказание, о котором мы уже говорили). В таком случае желательно выйти с ним из комнаты (на некоторое время оставить без публики) и объявить ему: "У нас сейчас перерыв". В другой комнате неплохо было бы дать ребенку кусочек шоколада, сесть с ним рядом, вместе покачаться под ритм Вашей самой простой песенки (стихотворения, считалки). И в последующем, когда ребенок начинает себя плохо вести, ему нужно объявить: "Перерыв" и посадить на стул (стул наказания). Это слово становится для него сигналом, что он ведет себя плохо, и началом санкции. У расторможенного ребенка обычно есть проблемы с концентрацией внимания. Он его задерживает на чем-то на очень непродолжительное время, поэтому желательно, чтобы взрослые управляли вниманием,   т. е. переключали его сами на полезные для ребенка действия и вещи.
  9.         Если ребенок замкнулся, его на какое-то время можно оставить в покое, пока он немного не привыкнет к новому месту. Ему необходимо помочь стать более раскованным. Для этого вам нужно встать с ним на один уровень по росту и протянуть мягкую, нагретую в ваших руках игрушку, с которой он будет ходить, играть, спать и которая будет его потом ждать в семье. Общаться с ребенком можно через игрушку: вы обращаетесь к ней, шепча ей что-то "на ушко", и он вам отвечает так же.
  10.         Для подростка обычной является реакция эмансипации, особенно в стрессовой ситуации. В условиях депривации, в которых он воспитывался, у него накопилось очень много межличностных проблем. Жизненный опыт доказал ему, что лучше никому не доверять, а получить хоть что-нибудь от других. При этом подросток ориентирован на общение в подростковой группе. Поэтому подростка лучше принимать семье, где есть другие подростки, но старше по возрасту и способные к адекватному социальному поведению. Во всяком случае, к приему подростка нужно подготовиться и в плане обсуждения интересующих его тем. Желательно не "заглатывать наживку" провоцирующего поведения.
  11.        Расскажите ребенку о правилах, которые есть в семье, и договоритесь о выполнении (можно вместе с ребенком правила записать и обсудить что необходимо сделать ребенку, чтобы их выполнить).
С подростком можно обсудить его права. Примерный список прав.
Декларация твоих прав
12.        Ты имеешь право переживать и выражать свои чувства.
13.        Ты имеешь право высказывать свое мнение о различных вещах.
14.        Ты имеешь право на уважительное обращение.
15.        Ты имеешь право сказать другим "нет" и не чувствовать себя из-за этого виноватым.
16.        Ты имеешь право остановиться и подумать.
17.        Ты имеешь право передумать.
18.        Ты имеешь право быть самим собой, не обязательно таким, как другие.
19.        Ты имеешь право спрашивать о чем угодно.
20.        Ты имеешь право ошибаться.
21.        Ты имеешь право на хорошее мнение о себе.
22.        … (что-нибудь еще?)


В конце каждого дня необходимо выразить благодарность ребенку за то, что он старался вести себя хорошо, сообщить о тех хороших качествах, которые Вы заметили у него,  составить их список (мы уже делали подобное), обсудить план на завтра.
      Не смотря на не всегда адекватную реакцию, для детей первый приход в приемную семью очень важен. Обычно их впечатления отличаются яркостью и живостью.
Вот, что дети рассказывают о том, что им запомнилось при первом посещении приемной семьи.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
Как правило, ребенок, попадая 1-й раз в приемную семью, испытывает:
1        безразличие        
2        стресс        
3        желание все потрогать, взять на память        
4        любовь и привязанность        

Ключ:
Правильные ответы
№№2,3 - за каждый правильный ответ - 5 баллов.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Возьмите план своей квартиры и еще раз отметьте пространство каждого члена семьи, включая приемного ребенка.
Напишите сочинение "Моя семья", которое можно будет прочитать ребенку. Опишите в нем, как Вы его ждете, как готовитесь к тому, что он будет у вас жить, как вы представляете вашу совместную жизнь.
Задание: еще раз внимательно прочитайте материал Таблицы "СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЕМЬИ, ПРИНИМАЮЩЕЙ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НА ВОСПИТАНИЕ" и против каждого показателя поставьте оценку насколько он выражен у Вас. Каждый показатель оценивается по 3-х балльной системе: 3 балла - сильно выра-жено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено (подчеркните нужное и посчитайте свой балл)


Показатели сильных сторон семьи, принимающей детей на воспитание
3 балла - сильно выражено;
2 балла - умерено выражено;
1 балл - не выражено.
1
родители получают огромное удовольствие и испытывают чувства удовлетворения и радости, занимаясь воспитанием детей
3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
2
родители воспринимают воспитание детей как нечто очень важное и гордятся тем, что делают это хорошо. Это не означает, что успехи детей являются единственным источником их удовлетворения и высокой самооценки. Детям трудно оправдать завышенные притязания своих родителей. 


3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
3
родители испытывают настоящее удовольствие от всего, что связано с воспитанием детей. Им нравится проводить вместе с детьми свое свободное время, вместе ездить в отпуск, реализовывать совместные проекты и т. п. Они с нетерпением ждут каждой возможности побыть с семьей.
3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
4
родители испытывают глубокое удовлетворение, помогая детям учиться, приобщая их к новым занятиям, давая им возможность пережить новые ощущения, делая их жизнь спокойной и комфортной, видя, как они растут и развиваются. Иногда они на общественных началах работают с детьми (тренируют детские спортивные кои кружки и т. п.) просто потому, что "это весело и интересно";


3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
5
родители реалистично оценивают свои собственные сильные и слабые стороны и сильные и слабые стороны своего партнера. Например: "Муж может легко успокоить ребенка, если тот чего-то испугался. А у меня лучше получается уговорить ребенка, когда тот не хочет чего-нибудь делать";


3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
6
у родителей есть способность индивидуально подходить к детям и их потребностям и реагировать соответствующим образом. Они применяют к ребенку оптимальные для него методы воспитания.
3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
7
Родители ПРИМЕНЯЮТ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: установление четких ограничений и применение логических последствий проступка; положительное подкрепление желательных моделей поведения; ограничение привилегий; изъятие ребенка из проблемной ситуации.
Родители НИКОГДА НЕ ПРИМЕНЯЮТ такие методы поддержания дисциплины как телесные наказания, попытки вызвать в ребенке чувства стыда или смущения, длительная изоляция или отказ в ласке и нежности могут причинить серьезный вред детям, пережившим жестокое обращение и травматическое расставание

3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
8
родители понимают, что прием ребенка будет влиять на отношения в семье и имеют четкое представление о том, как справиться с этой ситуацией. Принимая решение о приеме, родители приняли во внимание чувства и потребности своих собственных детей
3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
9
родители способны понять точку зрения другого человека, способны сопереживать другому человеку, понять, что он чувствует, и чем обусловлены его поступки
3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
10
родители способны распознавать и правильно истолковывать слова, мимику, жесты другого человека, правильно описывать чувства других членов семьи
3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
11
родители способны распознавать поступки, которые свидетельствуют о том, что ребенок испытывает то или иное чувство, или что он в чем-нибудь нуждается. Члены семьи знают, когда другой член семьи испытывает стресс или нуждается в помощи
3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
12
родители понимают важность предоставления приемному ребенку полной и точной информации о нем и его биологической семье. Родители могут обсуждать с ребенком его биологическую семью и положительные и отрицательные чувства, которые вызывает в нем его прошлое. Родители понимают, что по мере взросления ребенка объем и глубина предоставляемой ему информации о его прошлом может меняться.
3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
13
Родители считают себя вправе воспитывать приемного ребенка, брать на себя ответственность, управляют поведением ребенка
3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
14
Родители не говорят ребенку, как нужно что-то сделать, а делают это вместе с ним. Они демонстрируют желаемое поведение на своем собственном примере, оперативно и предметно поощряют успехи ребенка, целенаправленно формируют его поведение, подбадривают, направляют и обучают его, а если нужно, решительно применяют к нему меры дисциплинарного воздействия, соответствующие степени тяжести проступка.
3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
15
Родители объясняют ребенку, что он должен делать, отдают ему словесные указания или предлагают несколько вариантов действия и дают право выбора.
3 балла - сильно выражено; 2 балла - умерено выражено; 1 балл - не выражено.
Если Вы набрали - от 39 до 26 баллов, то в Вашей семье превалируют сильные стороны;
Если Вы набрали от 26 до 22 баллов, то в Вашей семье достаточно сильных сторон;
Если Вы набрали 16 и менее баллов, то Вам нужно еще раз разобраться в методах воспитания ребенка.